Дагестан. Перегон завершен - проблемы остались

Фильтры

Регион

Новости

Дагестан. Перегон завершен - проблемы остались

Наиболее серьезным испытанием для овцеводческих хозяйств Дагестана, для республиканского управления отгонного животноводства (РУОЖ), а также для работников железной дороги является перегон овец. Два раза в год: в начале лета с земель отгонного животноводства в горные районы, на альпийские луга, осенью – обратно.

В Бабаюртовскую, Кизлярскую, Кочубейскую на территории Дагестана, Бакресскую (Ставрополье) и Черноземельскую (Калмыкия) зоны отгонного животноводства приходится чабанам перегонять сотни тысяч голов общественного и частного поголовья. С 20 октября по 21 ноября шел нынешний осенний перегон. Большинство районов и хозяйств, базирующихся в Бакресской, Черноземельской и Кочубейской зонах долгому пешему перегону предпочли железнодорожный путь.

Погрузка производилась на станциях Араблинка, Инчхе и Кизилюрт, до которых тоже неделями приходится гнать овец пешим ходом.

Только на станции Кочубей выгружено 170 тыс. голов овец и коз, 600 голов крупного рогатого скота и свыше 1000 единиц гужевого поголовья хозяйств ряда горных районов и махачкалинского ООО «Агроком».

Во время перегона почти все хозяйства столкнулись с различными проблемами. Так, из года в год к началу перегона выясняется, что имеются серьезные проблемы с финансированием. В первую очередь, это касается оплаты услуг железнодорожного транспорта. В этот раз поначалу было объявлено, что расходы за перевозку оплачивает республиканский бюджет, затем заговорили о схеме 50Х50, но наконец-то пришли к решению, по которому хозяйства выплатят только 15% от общей стоимости железнодорожных услуг, что в среднем составляет около 2 тыс. за вагон от Инчхе до Кочубея. Остальные 85% взяло на себя государство.

В течение 2 недель ответственным от РУОЖ на станции Инчхе являлся Тагир Идрисов. По его словам, именно на этой станции была погружена в вагоны вся живность Чародинского и частично Левашинского районов. «Погрузка затянулась на 4 дня больше запланированного. Отары прибывали на станцию некомпактно. Первая и - на мой взгляд - главная причина задержки перегона заключалась в несогласованности действий руководителей хозяйств и их недисциплинированности.

В этом плане особенно отличился СПК «Арчибский» Чародинского района. Другая причина задержки отар в пути - обильный снегопад в горных районах».

Каждую вертушку на станции Кочубей встречал зам. начальника РУОЖ Исрапил Тайгибов, который контролировал выгрузку, очистку вагонов и их отправку на станцию погрузки.

«Постоянно нам помогал и начальник станции Кочубей Салих Акбиев, - рассказывает И. Тайгибов, - но все же подача вагонов несколько запаздывала из-за несвоевременной подачи тепловозов. В этом сезоне их явно не хватало».

Другая проблема заключается в застройках и самозахвате земель по трассе скотопрогона. Очень трудно вести отары, когда сплошь и рядом - запреты и барьеры. На станции Инчхе нет места даже для ночлега чабанов, хотя они в ожидании очереди, вынуждены там находиться по нескольку суток. «Бывшие помещения для этих целей никто не готовит. Да и на зимних пастбищах нечему радоваться: нас встретили голые степи, - сокрушаются бывалые чабаны. - Не представляем, как пройдет зимовка».

И на кутанах сразу же по прибытию овцеводов ждет напряженная работа. Кроме нескольких хозяйств Чародинского, Левашинского и Шамильского районов, где имеются поселения, не произведен ремонт кошар базов и жилых помещений. Никто со стороны не придет на помощь, придется самим засучивать рукава.

В республике насчитывается 5 млн овец и коз, 3,3 из которых, включая поголовье стационарных хозяйств, будет зимовать в равнинной зоне. Очень важно провести зимовку успешно.

АгроФакт

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее